Патриархи все умерли в вере

()

Евреям 11 глава

При своей жизни они не увидели исполнения Божественных обетований. Авраам, например, никогда не увидел своего многочисленного потомства. Еврейский народ никогда не владел всей обещанной ему землей. Святые ВЗ не увидели исполнения обетования о Мессии. Но их вера, подобно телескопу, позволяла им видеть обетования совсем рядом, так что в Писании они изображены радостно приветствующими их приближение.

Они осознавали, что этот мир не был их вечным пристанищем. Они довольствовались жизнью странников и пришельцев, отказываясь следовать призывам обосноваться здесь поудобнее. Они желали пройти через этот мир, не позаимствовав ни одной из его характерных черт. У них были сердца пилигримов.

11:14 Своей жизнью они ясно показывали, что ищут отечества. Вера посеяла в их сердцах тоску по родине, удовлетворить которую все радости Ханаана были не в состоянии. В них жило стремление к другой, лучшей земле, которую они могли бы назвать домом.

11:15 Сказав, что они искали отечество, автор поясняет, что здесь он имеет в виду отнюдь не ту землю, где они родились. Если бы Авраам захотел вернуться в Месопотамию, он мог бы это сделать, но та земля уже не была для него отечеством.

11:16 На самом же деле они искали небесное отечество. Это довольно примечательно, если вспомнить, что большинство обещаний народу израильскому относились к материальным благословениям на земле. Но у них была и небесная надежда, и именно эта надежда давала им силы относится к этому миру как к чужой стране.

Такой дух странничества особенно угоден Богу. Дарби пишет: «Он не стыдится называться Богом тех, чей удел и сердце — на небесах». Он приготовил им город, и в нем они обретут покой, довольство и совершенный мир.

11:17 Мы подходим к величайшему испытанию веры Авраама. Бог приказал ему принести в жертву своего единственного сына — Исаака. Не колеблясь, Авраам послушно пустился в путь, чтобы принести в жертву Богу самое дорогое из сокровищ своего сердца. Неужели не обратил внимание на то, перед какой, казалось бы, неразрешимой дилеммой он оказался? Бог обещал дать ему бесчисленное потомство. Исаак был его единственным сыном. Аврааму было уже 117, а Сарре — 108 лет!

11:18 Обещание великого множества потомков должно было исполниться в Исааке. Дилемма заключалась вот в чем: если бы Авраам умертвил Исаака, то как бы это обещание могло исполниться? Исааку в то время было лет 17, и он не был женат.

11:19 Авраам знал, что обещал Бог, все остальное было неважно. Он пришел к выводу, что если Бог потребовал от него заколоть собственного сына, то Бог же и воскресит его из мертвых, чтобы исполнить Свое обещание.

До этого момента не было отмечено ни одного случая воскресения из мертвых. Ничего подобного в истории человечества еще не случалось. Авраам в буквальном смысле слова изобрел идею о воскресении. Вера в Божье обетование привела его к заключению, что Богу придется воскресить Исаака.

В переносном смысле Авраам действительно получил Исаака из мертвых. Всем своим существом он покорился тому факту, что Исаак должен умереть. Бог вменил ему в заслугу этот поступок. Но, как точно подметил Грант, Господь «не дал сердцу Авраама познать ту жестокую боль, что познает Его собственное сердце». Он приготовил овна, который должен был занять место Исаака, и единственный сын был возвращен отцу.

Прежде чем мы расстанемся с этим выдающимся примером веры, необходимо отметить два момента. Первый: в намерения Бог никогда не входило, чтобы Авраам убил своего сына. Бог никогда не требовал от Своего народа человеческих жертвоприношений. Он испытал веру Авраама и увидел, что она искренняя, а потом Он отменил Свой приказ.

Второй: вера Авраама в обетование о многочисленном потомстве испытывалась на протяжении ста лет. Патриарху было семьдесят пять, когда ему в первый раз был обещан сын. Он ждал двадцать пять лет, прежде чем родился Исаак. Исааку было семнадцать, когда Авраам повел его на гору Мориа, чтобы принести в жертву Богу.

Исааку было сорок, когда он женился, и прошло еще двадцать лет, прежде чем родились его близнецы. Авраам умер в возрасте 175 лет. В то время все его потомство составляли семидесятипятилетний сын и двое пятнадцатилетних внуков. И тем не менее он «не поколебался в обетовании Божьем неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим 4:20−21).

11:20 Нам, с нашим западным образом мышления, трудно понять, что такое необычное было в вере Исаака, Иакова и Иосифа, как она описана в последующих трех стихах. Исаак, например, обрел место в зале славы героев веры потому, что призвал будущие благословения на Иакова и Исава. Что в этом такого примечательного? Еще до рождения детей Господь объявил Ревекке, что мальчики станут родоначальниками двух народов и что старший (Исав) будет служить младшему (Иакову). Исав был любимцем Исаака и, как старший сын, должен был получить от отца лучшую долю в наследстве. Но Ревекка и Иаков обманули почти ослепшего Исаака, и лучшее благословение он дал Иакову. Когда их заговор был раскрыт, Исаак пришел в страшную ярость. Однако он не забыл слова Божьего, что старший будет служить младшему и, несмотря на то что любил Исава больше, осознал, что все должно остаться так, как есть.

11:21 В жизни Иакова было немало бесславных страниц, тем не менее ему воздается честь как герою веры. С годами его характер улучшился, и умер он в расцвете славы. Благословляя Ефрема и Манассию, сыновей Иосифа, он скрестил руки так, чтобы благословения старшего сына пали на Ефрема, младшего. Несмотря на протесты Иосифа, Иаков настоял на том, чтобы благословение осталось в силе, потому что это был порядок, указанный Господом. Его физическое зрение ослабло, зато зрение духовное было острым как никогда. Последнее, что мы видим на закате жизни Иакова, это его фигура, склонившаяся в поклонении, опираясь на посох. Ч. Г. Макинтош так подводит этому итог: «Конец жизненного поприща Иакова представляет собой чудный контраст со всем предыдущим характером его столь богатой событиями жизни. Он напоминает нам ясный вечер, сменивший собою бурный день; солнце, весь день скрывавшееся за тучами и туманом, сияет во всем своем великолепии и красоте; последние лучи его золотят запад, предвещая прекрасное завтра. Так было и с престарелым патриархом. Все действия, запятнавшие его жизнь, все его хитрости, уловки при заключении сделок, ловкачество, его эгоистические опасения, плод его неверия — все эти темные стороны его природного характера и земли ушли в прошлое, и он предстает перед нашим взором во всем спокойном величии веры, раздающий благословения, определяющий преимущества своих сыновей, обнаруживая при этом святую чуткость, которую можно приобрести лишь в тесном общении с Богом». (C. H. Mackintosh, Genesis to Deuteronomy: Notes on the Pentateuch, p. 133.)

11:22 Вера Иосифа при его кончине тоже была сильна. Он верил обетованию Бога вывести народ израильский из Египта. Благодаря вере, уже тогда перед его мысленным взором стоял Исход. Он был так уверен в нем, что наказал своим сыновьям взять его кости с собой и похоронить их в Ханаане. «Следовательно, — пишет Уильям Линкольн, — хотя он был окружен всем великолепием и пышностью Египта, его сердце было не там, а со своим народом в его грядущей славе и благословениях». (William Lincoln, Lectures on the Epistle to the Hebrews, p. 106.)

11:23 По сути, здесь нам представлена вера родителей Моисея, а не его самого. Смотря на младенца, они видели, что дитя прекрасно, но это была не просто физическая красота. Они видели, что этому ребенку уготована особая участь, что Бог избрал его для особого труда. Их вера в то, что Бог обязательно достигнет Своих целей, придала им мужество ослушаться царского повеления и три месяца прятать ребенка.

11:24 Верою уже сам Моисей смог отказаться от многого. Окруженный роскошью египетского дворца, владеющий всем, чего люди с таким ожесточением добиваются, он познал, «что не обладание вещами, а отказ от них несет истинный покой» (Дж. Грегори Мэнтл).

Во-первых, он отказался от славы Египта. Он был приемным сыном фараоновой дочери, и ему, таким образом, было гарантировано место среди элиты страны, а может быть, даже и престол фараона. Но в его венах текла кровь еще более благородная — кровь земного избранного народа Божьего.

Обладая этим саном, он никак не мог унизиться до положения члена царской семьи Египта. Достигнув совершеннолетия, он сделал свой выбор.

Он не собирался скрывать свою национальную принадлежность ради нескольких коротких лет земной славы.

Результат? Память о нем увековечена не в двух строках иероглифов на какой-нибудь мрачной гробнице, а в Божьей вечной книге. Вместо того, чтобы очутиться в музее как одна из египетских мумий, он обрел славу как человек Божий.

11:25 Во-вторых, он отказался от наслаждений Египта. Возможность быть вместе со страдающим народом Божьим значила больше, чем потворство своим желаниям и прихотям. Честь разделить судьбу своего мучимого народа несла ему большее удовлетворение, чем кутежи при дворе фараона.

11:26 В-третьих, Моисей отвернулся от египетских сокровищ. Благодаря вере он смог увидеть, что легендарные сокровищницы Египта теряли всякую ценность в лучах вечности.

Поэтому он избрал для себя то же поношение, какое позже возьмет на Себя и Мессия. Верность Богу и любовь к Его народу значили для Моисея больше, чем все сокровища фараона.

Он знал, что с его смертью толку от них не будет.

11:27 В-четвертых, отрекся он также и от египетского правителя. Черпая мужество в вере, Моисей покинул страну рабства, не убоявшись гнева царского. Этим он однозначно порвал с обычаями мира. Он столь мало боялся фараона, потому что столь же много боялся Бога. Его взгляд был прикован к Тому, Кто есть «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из людей не видел и видеть не может.

Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим 6:15−16).

11:28 И наконец, он отверг религию Египта. Учреждая Пасху и совершая пролитие крови, Моисей навеки демонстративно дистанцировался от египетского идолослужения. Он бросил вызов всей его религиозной системе. Спасение ему несла кровь агнца, а не воды Нила. В результате истребитель пощадил первенцев израильтян, но убил египетских.


Евреям 11 глава — Библия — Комментарии МакДональда: https://bible.by/mcdonald/65/11/

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Так как вы нашли эту публикацию полезной...

Подписывайтесь на нас в соцсетях!

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Views: 2

Добавить комментарий