Луки 15:11-24
Слово “блуд” – означает отклонение от прямого пути, блуждать и блудить, скитаться и бродить, плутать и кутить. Но оно может означать отпадать от истиной веры, впадать в ересь. Таков смысл этого слова в словаре Ожегова. Эту притчу называют величайшим рассказом всех времён и народов. Сколько написано сценариев на её сюжет, поставлено постановок и сказано проповедей.
Почему? Ибо тема, затронутая в притче была, и остаётся актуальной на все века. В наше время проблема отцов и детей не лишена своей значимости. Мы кратко остановимся на её смысле, и думаю, возьмём что-то для себя.
«Дай мне мою часть»… говорит сын, требование было бессердечным, ибо всё в доме принадлежало наследникам, это закон. Дай мне теперь ибо я всё равно получу когда ты умрёшь. Дай мне я уже взрослый и хочу сам распоряжаться тем, что мне по праву принадлежит.
Почему отец не возражал? Он хорошо знал, что лишь большая нужда и бедность, лишения и страдания могут научить его сына чему-то, научить ценить отцовскую любовь.
Отец с горечью отпустил сына, жалея и любя его как сына, и наверное больше винил себя, что не воспитал сына как положено, соблюдать заповеди. Люди сегодня говорят: «Где ваш Бог, что Он не видит, что горстка людей наживаются, а 80% влачат жалкое существование». Куда смотрит Бог, если Он есть?
Что можно им ответить? Именно через те обстоятельства, в которые сам себе человек создает и избирает, Бог хочет нам сказать нечто, чтоб мы вернулись домой, вернулись к Нему. Сын ушел из дому, каково было состарившемуся отцу? Его сердце обливалось кровью, но Он силой не мог остановить сына, ибо он
взрослый человек. Бывает так и в наше время даже в христианских семьях.
Что же было дальше?
Трагедия обстоятельств. Оказавшись в большом городе, сын гулял? как только мог; дорогие рестораны и ночное казино, девицы лёгкого поведения увлекли его так, что он и не заметил, когда деньги кончились.
А без денег он уже никому не нужен. Он оказался в нужде, наступил крах всех жизненных иллюзий, наступило тяжёлое, тёмное время. Сколько молодых людей сегодня попадают в подобные ситуации? Но они не возвращаются к отцу, домой, а идут на преступления с целью добыть деньги. Что делать, хочется, есть, хоть что-нибудь, о деликатесах уже и мысли не приходят. У голодного еда на уме. Кончилось тем, что он согласился пасти и кормить свиней у богатого человека. Занятие не завидное, но оно давала ему еду. Если бы свиньи могли говорить, они бы подшучивали над ним: «ну что докатился? Где твои деньги и друзья? Кому ты сейчас нужен?»
Есть тут ещё одна идея; будучи иудеем, он выполнял работу, которая запрещалась законом, закон проклинал таковых и это было большим позором. Сколько нужно было унизиться, чтобы пойти на работу по уходу за свиньями. Это было позорно и противно еврею.
Но именно там, стоя у свиного корыта он задумался и понял свою ошибку, читаем «пришед же в себя..». Да, здесь он опомнился и переосмыслил свой поступок. Пока человек без Бога, он ещё не пришёл в себя, Библия называет таковых мёртвыми и слепыми.
«Встану и пойду к отцу моему!» – говорит он в себе, это правильное решение. Вернуться домой – это так хорошо и те, кто были долгое время вдали от отчего дома понимают это хорошо. Ну, а как отец? Работая на поле, он не раз вглядывался в даль горизонта, не идёт ли его сынок? Что с ним сейчас, живой ли он ещё?
И он пошёл! Его размеренные шаги, по мере приближения к отцовскому дому, становились всё короче и короче, а ноги всё тяжелее. А что скажет отец, что скажет старший брат, сёстры, соседи, друзья? Этого он не мог себе представить. Ему просто было стыдно за содеянное.
ОН ГОТОВ БЫЛ ПРИНЯТЬ УПРЕКИ, побои, позор и насмешки, лишь бы отец принял домой. Он уже придумал, что будет говорить в свое оправдание.
«Отче! Я согрешил против неба и пред тобою. И уже не достоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих!»
Каковы действия отца? Когда сын был ещё далеко, увидев его отец и сжалился; побежал (не шел), побежал ему на встречу, пал ему на шею и целовал его». Они оба плакали – это встреча, которую трудно смотреть без слез. Её словами не опишешь. Такая картина имеется в Ветхом завете в книге Бытие 45 глава, когда Иосиф
открывается своим братьям. Я не мог в фильме смотреть её без слёз «Я брат ваш -, говорил Иосиф сквозь слёзы» Сын говорит «Я не достоин называться сыном твоим.. Как поступает отец?
Он дает распоряжение:
- «Принесите лучшую одежду и оденьте его.» В той одежде
пропахшей навозом он отпугивал людей, грязный, в лохмотьях. Его
не могли допустить в ней на пир. - «Дайте перстень на руку его», символ власти и почета. Он
восстанавливает сына в прежних правах. Не наемник, а сын. Иисус
как-то сказал: «Я уже не называю вас рабами, а братьями..»
Оденьте новую обувь на ноги его – поскорее, что вы так
медлите,- говорил отнец. - Заколите откормленного теленка: «Станем есть и
веселиться», ибо этот сын был мёртв, и ожил, пропадал и
нашелся». Мертвыми Библия называет грешных нераскаянных
людей.
Друзья Мои! Разве мы не видим в действиях отца заблудшего
сына, действия Отца нашего Небесного? Именно так поступает
Он каждый раз, когда грешник к Нему возвращается, возвращается
домой блудный сын . Вернись домой – вернись домой, поется в
песне.
Выводы:
1. Притча не праведно названа – не сын является её героем, а
любящий отец, ибо Он о грехе сына даже не упоминает.
2. Мы узнали о милосердии Божьем. Отец всё время ожидал
сына, ибо видел его израненного, в лохмотьях, голодного и
зараженного грехом неповиновения отцу. Отец простил его, ни в
чём не упрекая. Так поступает и Отец наш Небесный. Это
величайший портрет Небесного Отца и Его ангелов,
приветствующих возвращение домой заблудших и грешных
сыновей. Таковых сегодня миллионы.
3. Мы (люди), часто прощаем на словах, делают как – бы
одолжение, или еще хуже, прощаем не за все, а проходит время
снова напоминают обиду. Бог не таков, Он прощает, когда ты
говоришь, «прости Господи? Помилуй меня грешника».
Примечание: Есть другое толкование этой притчи, чисто
духовное, с которым я не совсем согласен. Слова «начал
нуждаться» истолковываются, что ему не доставало того чем он
раньше владел в изобилии. Слова « в той стране» -речь идет о
какой-то ложной религии.
«Пасти свиней – означает заниматься презренным, рабским
трудом. Наполнить чрево рожками, которые ели свиньи, означает
не пристойные занятия. Потому что Слово Божье сравнивается с
хлебом (Ин.6:35,41) Придя в себя – означает раскаяние. Таким
образом, младший сын сотворил «Достойный плод покаяния» с.18.
И далее: Раскаявшийся грешник еще далек от Бога, однако, Отец Небесный Сам спешит на встречу своему блудному сыну. «Лучшую одежду» – означает оправдание по благодати, перстень – знак сыновства. Отец простил его, когда он только ушел из дома. Вот такое различие во мнениях, которое нам полезно знать.
Заканчивая, хочу напомнить, что притча подразделяется на пять частей:
- Уход сына из отцовского дома; Сколько сегодня уходит сыновей? Жаль, что многие не возвращаются.
- Бедствия в далекой стране: Не всем удается найти хорошую работу в чужой стране. Лучше не ехать на чужбину.
- Покаяние; Вернувшись с дальнего зарубежья в семью, нужно каяться перед Богом, семьей и церковью. Потому что там могли согрешить.
- Возвращение к отцу; Тем, кто пал, изменил Отцу Небесному, нужно вернуться к Нему сегодня.
- Радость и пир. Тогда будет радость не только в семье, в церкви, но и на небе.
Каждый человек, живущий в этом разлагающемся мире должен пройти эти фазы в своей жизни: страдания, покаяние и возвращение к Богу и радость спасения. Так было когда-то с Израилем, так бывает и с заблудшими сыновьями сегодня. Проповедовал в церкви “Вефиль” 5 октября 2006 при керосиновой лампе.
4 октября 2006
Visits: 21